Главная » Статьи » Фильмы » Драмы

Бобби
Бобби
Bobby

год 2006
страна США
слоган «Этой ночью в отеле 'Амбассадор' их судьбы переплетутся самым невероятным образом...»
режиссер Эмилио Эстевез
сценарий Эмилио Эстевез
продюсер Эдвард Басс, Каллум Грин, Дэниэл Гродник, ...
оператор Майкл Баррет
композитор Марк Ишам
жанр драма
сборы в США $11 205 901
сборы в мире $8 240 956
премьера (мир) 5 сентября 2006
премьера (РФ) 5 апреля 2007, «West»

Весь фильм, как и его название «Бобби», устроен интимно и по домашнему — даром, что якобы про политику, и напрасно про громкое убийство, которое привлечет в кинозалы любителей распутывать криминальные хроники. У режиссера Эстевеза вместо судебного разбирательства и дактилоскопии прочувствованный и нежный рассказ о канувшей в лету пестрой эпохе американских шестидесятых, с их иллюзиями, эйфорией, и верой в светлое будущее.

Чаяния и надежды рассматриваются сверху вниз и снизу вверх в отражении реакций двадцати двух действующих лиц: одни на нижних соц. ступенях, другие чуть выше. Если карабкаться дальше, размениваясь на истории по отдельности, доберешься до важнейшего звена организационной конструкции — до того, кто представлен документальными кадрами, умело встроенными в общее панно сюжетного рисунка. Каждая персоналия не просто располагается на определенной ступеньке иерархической лестницы, а еще и является отдельным звеном той цепи, которая всех обязательно повяжет и сведет в одной точке в некий момент икс. Тогда все и случится.

Эстевез похож на гроссмейстера, разыгрывающего свою собственную партию в доступной системе координат: у него, как в шахматах, пока доберешься до короля, чтобы поставить шах и мат, нужно отыграть и пешками, и другими фигурами. После мата игра закончена, а у Эстевеза закончен фильм. В качестве условного «короля» — сенатор Роберт Кеннеди, и когда говоришь об убийстве, в которое утыкается любой синопсис, подразумеваешь только кульминацию и окончание сеанса. «Бобби» не столько о трагедии одного человека, сколько о трагедии нации, потерявшей лидера-мессию. Не о крушении идеализма, который «расстрелял» Сирхан Сирхан на кухне отеля «Амбассадор», а о том, что идеализм всегда остается, сколько его не расстреливай. Просто его реже пропускает самоцензура, и по правилам хорошего тона после 68-го идеализм — синоним анахронизма. А мораль заключается в утверждении, что утопии невозможно достичь, но к ней нужно стремиться.

Дальше можно списывать с толкового пресс-релиза, если не бояться бога и плагиата, поскольку разночтений в трактовке важнейших основополагающих быть не может. Списывать про отель, как изображение «микрокосма», про сюжет — «моментальный снимок» дня, когда убили Кеннеди, про архетипичных героев, олицетворяющих свое время. Постфактум уже и не верится, что выдумка Эстевеза-сценариста насчет всех персонажей перечеркнула своей телесной плотностью давнюю правду о непридуманном улыбчивом сенаторе, — харизматичном, как рок-звезда. После его безвременной кончины идеализм остался, сокрытый где-то глубоко внутри, но шоу закончилось раз и навсегда: об этом или помнит, или знает каждый актер звездного ансамбля. Надо отдать должное режиссерской воле — никто не переигрывает, всякий значим сам по себе, у любого — свое личное, и на почве множественности индивидуального складывается удивительно трогательная и емкая картина общественной и политической жизни заданного исторического отрезка. С расистами-царьками кухни, с цветными пришлыми, с певичками-алкоголичками, грустными интеллигентами с собачками, с торчками и дилерами, с любовницами администраторов и с обманутыми женами.

Все, как теперь, и урок истории похожий: в 68-ом мальчиков везли вперед ногами из Вьетнама, а теперь их несут с Ближнего Востока. И тогда, как сейчас, их девочки выскакивали замуж за одноклассников-призывников, чтобы обеспечить им льготную дислокацию в не горячих точках. Посреди прочего сумбура будничного существования показателен резкий диалог Стоун-Мур о публике, которая «не любит пожилых теток», к вопросу о том, что даже феминизм не дает женщинам права стареть — только выяснять, «кто в доме хозяин» с точки зрения финансового первенства. От слова к слову и от ситуации к ситуации необратимей понимание, что мелодраматические коллизии неминуемо приведут туда, куда надо, но окольными дорожками, отчего только и лучше и интереснее. Несмотря на новомодные в кино многофигурности, и благодаря им.

Эстевез со своим большим сердцем снимает про то, что глубоко внутри, с памятными формальностями, необходимыми подробностями, и в деталях: свеженькие стрижки, дырочки на свитере, манишки, аутентичные декорации, сфумато и пастель… На месте «Амбассадора» ныне строят школу имени Кеннеди, а вся атмосфера заморожена внутри фильма, как будто часы остановились: не часто приходится смотреть на политику «с человеческим лицом», когда «лицо» фиксируется крупным планом, а политика — лишь простор для бесчисленных авторских вариаций на тему.

Категория: Драмы | Добавил: 4uv@k (12.05.2007) | Автор: 4uv@k E
Просмотров: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]